Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.
Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета).
Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму). Продолжительность экскурсий или поход-прогулка для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.
Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.
По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.
На конечном пункте дается привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.
Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.
Cоветы по подготовке и проведению прогулок по маршруту
- Прогулка–поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
- Тщательно продумывается содержание маршрута, похода.
- Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.
- Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
- О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
- Желательно знать прогноз погоды.
- Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
- Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности). Должны знать содержание аптечки и правила пользования ею.
- Взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
- План и маршрут согласовывают с медработниками, заведующей, заместителем заведующего.
- Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Содержание прогулки составляют:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- экспериментальная и практическая работа.
Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.
Детей можно учить ориентированию на местности. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность.
Оборудование для прогулки – похода:
- рюкзаки;
- опознавательные знаки (флажки, эмблемы), обеспечивающие
безопасность перехода через проезжую часть улицы;
- аптечка;
- ёмкость с водой;
- одноразовые стаканчики;
- салфетки (бумажные полотенца) для рук;
- спортивный инвентарь (мячи, скакалки, бадминтон, городки и т. д.)
- материал для познавательно – исследовательской деятельности
- корзиночки;
- коврики;
- книги.
Правила поведения детей во время прогулок – походов:
1. Строго следовать советам и указаниям педагогов.
2. Без разрешения не рвать растений, не собирать грибов и ягод.
3. Помогать друг другу, приходить на выручку слабому.
4. Оставлять место отдыха всегда чистым.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ
Сопровождающие лица перед проведением экскурсии:
- проводят с обучающимися тематические беседы о соблюдении мер безопасности
- в пути следования, при возникновении экстремальных ситуаций;
- проверяют наличие медицинской аптечки и ее укомплектованность необходимыми лекарственными средствами и перевязочными материалами, питьевой воды, сигнальных флажков и жилетов;
- заранее ознакамливаются с участком местности, где будет организована экскурсия, и маршрутами передвижения;
- обеспечивают, чтобы обучающиеся были одеты в соответствующую сезону и погоде, а также выбранному маршруту одежду и обувь.
К участию в экскурсии допускаются обучающиеся с учетом состояния их здоровья и физической подготовленности.
При пешеходном движении по дорогам и улицам сопровождающими лицами и обучающимися должны соблюдаться правила дорожного движения.
Сопровождающие лица при проведении экскурсии:
принимают необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся, вплоть до изменения маршрута или прекращения экскурсии в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания медицинской помощи пострадавшему воспитаннику;
при проведении в рамках экскурсии различных форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности (в том числе физические упражнения, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность обучающихся) проверяют исправность спортивного инвентаря, оборудования, обеспечивают необходимую страховку при использовании гимнастических снарядов.
Различные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности с обучающимися проводятся только на площадках и местах, специально отведенных для этого. При этом обучающиеся должны быть одеты в спортивную одежду и обуты в спортивную обувь.
Во время проведения экскурсии не допускается:
пребывание обучающихся в общественных местах без сопровождающих лиц;
купание в водоемах;
снимать обувь и ходить босиком, трогать и пробовать на вкус растения, плоды и грибы, пить воду из открытых непроверенных водоемов, трогать руками колючие предметы;
прикасаться к подозрительным предметам.
Сопровождающие лица при необходимости уведомляют об их обнаружении службу спасения по единому номеру
вызова экстренных служб 112 и руководителя учреждения дошкольного образования.
При проведении экскурсии следует остерегаться ядовитых и опасных, пресмыкающихся, животных и насекомых.
При несчастных случаях или внезапных заболеваниях обучающихся сопровождающие лица:
принимают меры по оказанию или оказывают заболевшему или потерпевшему первую медицинскую помощь и незамедлительно уведомляют о произошедшем службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112, руководителя учреждения дошкольного образования, организуют доставку пострадавшего в ближайшую организацию здравоохранения (при необходимости).
По окончании экскурсии сопровождающие лица проверяют наличие всех обучающихся группы.
Источник:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися
Дедулевич, М.Н. Сто тропинок, сто дорог: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /. - Мозырь : Белый ветер, 2005. - 116, [3] с.
Заместитель заведующего Грицацуева Т.Н.
раскрыть » / « свернуть