Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как гражданина своей страны.
Для того, чтобы ребенок гордился своим городом, необходимо постоянно пополнять его знания о нем. Большая роль в этой работе отводится прогулкам-походам.
Предлагаем Вам совершить совместную пешую прогулку-поход по одной из самых старых улиц нашего города «По следам истории».
По данному маршруту предусмотрен пеший поход, так как задача путешествующих – по ходу движения наблюдать, рассматривать сравнивать…..
Улица Интернациональная (ранее Поддубская, Зеленая) начинается от пересечения с улицей Интернациональной и заканчивается на пересечении с переулком Пролетарским. Пройти по улице от начала до конца не предоставляется возможным, так как она прерывается на переулке Октябрьском, продолжаясь потом за улицей Я.Купалы на территории микрорайона.
Ссылка для скачивания материалов по прогулке-походу по ул.Интернациональной «По следам истории»: https://yadi.sk/d/WXMNlcQsP0M0IQ
Собираясь на прогулку подготовьте удобную обувь, не забудьте о головных уборах, запасе питьевой воды. Хорошо взять с собой фотоаппарат, чтобы запечатлевать наиболее интересные моменты и объекты для последующей беседы-воспоминания. А еще можно заранее скачать материалы (фотографии и материалы) для показа и рассказывания ребенку во время прогулки.
К предстоящей прогулке следует подготовить ребенка заранее, важно заранее создать соответствующий настрой. Накануне можно поговорить с ребенком о том, что такое город, из чего он состоит (улицы, дома, площади, предприятия и т.д.), чем город отличается от деревни, из каких элементов состоит улица.
Привлекая внимание к прогулке, скажите, что вы совершите увлекательное путешествие в прошлое города и вместе узнаете, каким был город много лет назад.
- Что рассмотреть с ребенком.
Начинается улица от пересечения с центральной улицей Первомайской. Находясь вначале улицы обратите внимание, какие объекты здесь находятся (вначале находятся разные объекты, а жилые дома дальше). Найдите и рассмотрите таблички с названием улицы, с нумерацией домов. Пройдя вдоль улицы дальше от центра обратите внимание на саму улицу: ширина проезжей части (в безопасном месте пусть ребенок пройдет через дорогу, считая свои шаги и запомнит получившееся число), наличие или отсутствие тротуара, какие дома стоят на улице (есть проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт, но она узкая, на улице нет тротуара, но есть газон – это озелененная полоса вдоль проезжей части. Задача газона – очищать воздух, украшать дорогу). Обратите внимание ребенка на то, что у всех домов есть номера, и начинается улица с номера 1 (нечетная сторона левая), а по правой стороне четные номера начинаются с номера 2. Проходя по улице, понаблюдайте с ребенком за домами, обратите внимание на самые старые дома, чем они отличаются от других домов, найдите признаки, по которым можно понять старый это дом или просто дом без хозяина, заброшенный. Рассмотрите улицу: она узкая, дома стоят близко у дороги.
Обратите внимание ребенка на дома со звездочками. Расскажите, что там жили или живут ветераны Великой Отечественной Войны – люди, которые защищали наш город от вражеских захватчиков. В конце улицы находится авторский арт-объект - железная скульптура воина, героя фантастических фильмов. Расскажите, что её сделал один из жителей этой улицы, чтобы она стала интереснее и красивее. Рассмотрите, из каких деталей состоит скульптура, из какого материла сделана, что у воина в левой руке, в правой руке, высокий он или низкий. Можно сделать фотографию (совет: фотографируйте различные объекты улицы, привлекшие внимание ребенка, для того, чтобы после прогулки рассматривать и беседовать об увиденном). На пересечении с переулком Октябрьским улица прерывается. Обратите внимание, каким номером заканчивается улица, на какой стороне число больше (четное или нечетное), объясните ребенку, что именно столько домов на этой улице. Дойдя до конца улицы, вернитесь по ней обратно в центр города, играя в словесные игры, ведя подсчет домов.
Перейдите чрез пешеходный переход возле магазина «Копеечка», либо возле банка (по ходу измерьте шагами ширину улицы и сравните с шириной ул. Интернациональной).Пройдите с ребенком в сквер возле фонтана на ул. Первомайской, где есть скамейки для комфортного отдыха. Можно зайти в пиццерию на центральной площади и предложить ребенку сок или мороженое. Отдохнув, совершите виртуальную прогулку в прошлое города, пользуясь фотографиями (приложение 3). Можно просто рассматривать фото, но при желании можно подходить к тому месту города, которое изображено на фото, сравнить фото и реальность, рассмотреть, что здесь было раньше:
- старая синагога – ныне на этом месте магазин «Родный кут» и школа ремесел;
- рыночная площадь – ныне площадь Ленина;
- ул.Речная – ныне ул. Первомайская;
- старое фото мемориального комплекса в центре;
- на месте административного здания находилась Спасо – Преображенская церковь – она сгорела в 1913 г., рядом находился дом священника – ныне музей народного творчества (старых фото данных объектов нет, т.к. в те времена не было развито фотодело);
- мост через реку Орессу – главную водную артерию города, где раньше находилась пристань и речной паром. Ныне просто место отдыха Любанчан.
- Что рассказать (прочитать) ребенку.
Предложите ребенку описать улицу, расскажите, что раньше Любань был не городом, а «местечком», в котором было три улицы и 60 домов. Спросите, знает ли ребенок, почему наш город так называется, расскажите или прочитайте легенду о городе (приложение 1). Обратите внимание на старое и теперешнее название улицы, Спросите у ребенка, почему, по его мнению, так раньше называлась эта улица.
Отдохнув с ребенком, прогуляйтесь к р.Орессе (начало ул. Первомайской), чтобы ребенок смог увидеть и сравнить нынешнее место со старым. Расскажите, почему именно у рек появлялись первые поселения людей.
- Какие вопросы задать ребёнку.
В начале прогулки, проходя мимо магазина «Сезам», спросите у ребенка, знает ли он, что в этом магазине продают (товары для детей и бытовую технику), как называется профессия людей, которые там работают (продавец, уборщик, грузчик, заведующий). Спросите так же, как называются люди, которые приходят за покупками (покупатели).
Обратите внимание на старое и теперешнее название улицы, Спросите у ребенка, почему, по его мнению, так раньше называлась эта улица.
Предложите ребенку описать улицу, расскажите, что раньше Любань был не городом, а «местечком», в котором было три улицы и 60 домов (информацию см. в приложении 1). Спросите, знает ли ребенок, почему наш город так называется. Спросите у ребенка, почему, по его мнению, раньше называлась эта улица Поддубской и Зеленой.
Уточните, сколько шагов занимает ширина улицы Интернациональной. После измерения количества шагов поперек современной улицы (Первомайской), сравните результаты, попросите ребенка назвать сходства и различия (можно пользоваться сделанными фотографиями или материалами к экскурсии.
Спросите у ребенка, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? (На дороге нарисованы широкие белые полосы – зебра).
Уточните, знает ли ваш ребенок, как называется город, в котором мы живем?
Спросите у ребенка, знает ли он, чем отличается деревня от города?
Поинтересуйтесь, знает ли ваш ребенок предприятия нашего города, культурные места.
Уточните, знает ли ребенок название улицы, на которой Вы живете?
- Во что поиграть с ребенком.
Возвращаясь в обратном направлении, предложите ребенку поиграть в игры:
- «Посчитай дома»;
- Количество домов со звездочками;
- «Найди номер дома, где находится железный воин!.
- «Какие деревья и цветы ты видешь?»
- «Что растет у бабушки на огороде?»
- Словесная игра «Я вижу,….»
- Словесная игра «Я улица, а ты моя частичка»
- Математическая игра «Обратный счет», счет через единичку.
Можно сопровождать маршрут веселыми физкультминутками (Приложение 2).
5. Что предложить ребёнку сделать.
После прогулки можно предложить ребенку нарисовать то, что ему запомнилось, или предложить рассказать, побеседовать - «Где ты был, что запомнил, что тебе понравилось и т.п.». Сделайте вместе коллаж местности, где вы были (для этого, можно фотографировать запоминающиеся объекты на маршруте). Разучите или прочитайте стихотворение про родные места на выбор (приложение 1).
Вспомнить прогулку и организовать беседу об увиденном можно с использованием видеоролика «Город мой» (приложение 4)
Ссылка для скачивания материалов по прогулке-походу по ул.Интернациональной «По следам истории»: https://yadi.sk/d/WXMNlcQsP0M0IQ
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребёнком во время прогулки-похода по маршруту выходного дня по улице Интернациональной «По следам истории»
Приложение 1
1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы, позволяющие сконцентрировать внимание ребёнка на месте его пребывания.
Стихотворения.
Стихотворение о городе.
Есть на карте маленький кружок,
Это наш любимый городок.
Этот город в сердце сбережем,
Этот город Любанью зовем.
Зори над Орессою встают,
Тут наш дом, и нас всегда здесь ждут.
Наши здесь родители живут,
Соловьи над речкою поют.
Песня пра Любань (Муравейка Іван Андрэевіч)
Нямала знакамітых
I сел, і гарадоў,
А для мяне дык Любань
I слава, і любоў!
Прыпеў:
Любань, ты наш, Любань,
Рэчанька Арэса,
Мы вас шчыра любім,
Пра вас спяваем песні!
Там, дзе былі балоты,
Шапочуць каласы
I славай партызанскай
Шумяць бары-лясы!
Прыпеў.
Дзяучаты у нас,як кветкі
I хлопцы — хоць куды!
Хто у Любані палюбіць,
Палюбіць назаўжды.
***
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья,
Ласковая малая Родина моя!
Т. Бокова
Для объяснения ребенку, что такое Малая Родина:
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Легенда о возникновении Любани
Легенда утверждает, что Любань берет свое название от имени полесской красавицы Любы, которая жила в небольшой деревеньке, приютившейся среди болот. И была Люба не только красавицей, но имела необычный дар - понимать язык птиц, зверей и деревьев. Но горькая судьба выпала на ее долю. Влюбился в Любу старый пан-самодур. Гордая полешучка отказала пану, и он приказал утопить красавицу в болоте. Бросилась Люба наутек. Вот-вот панские слуги догонят! Взмахнула Люба руками и взмолилась: "Боже! Спаси меня, преврати в птицу!" И чудо - стала девушка птицей, взлетела ввысь и закричала, проклиная пана и его дворню. Пан с того времени не смог уснуть ни на минуту. Однажды старенький нищий попал во дворец и дал пану совет построить на месте деревеньки, где жила Люба, красивое селение и назвать его Любань, а на пригорке возвести церковь и заказать службу по девушке. Пан так и сделал. Так это было или нет, но вот уже четыре с половиной столетия стоит на берегу реки Оресы Любань, много песен, стихов и сказок сложено о ней.
Почему люди селились возле рек?
Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Во времена, когда не было водопровода, речная вода играла в жизни людей огромную роль. Ее носили ведрами в дома и бани, где использовали для питья, приготовления пищи и для личной гигиены. В теплое время года жители могли купаться и стирать белье прямо в реке.
Рыбалка тоже являлась важным подспорьем в добыче пропитания. Наиболее успешные рыбаки могли неплохо заработать, продавая свой улов на рынке или ярмарке. В связи с практическим отсутствием промышленности в маленьких городках, ловля рыбы могла быть единственным источником дохода.
Передвигаться по реке люди могли на лодках или даже на небольших кораблях. Часто целью поездок становилась взаимовыгодная торговля с жителями далеко расположенных населенных пунктов. По реке можно было приплыть к берегу моря, где ждал огромный выбор товаров от чужеземных купцов.
Выводы для закрепления полученных представлений:
Люди издавна селились возле рек, потому что:
- река - источник питьевой воды и воды для орошения пастбищ;
- в реке есть рыба, которой можно питаться;
- по реке можно достичь других городов;
- на берегах рек обычно растет лес, где можно найти топливо для домов.
Река Оресса находилась возле центра города, далее от нее начал расстраиваться сам город. В те времена люди строили маленькие деревянные дома. С развитием промышленности город расстраивался и развивался. На улицах города стали появляться кирпичные высотные дома, предприятия, магазины и т.д. Проходили времена и наш город стал таким, какой он сейчас красивым и цветущим.
Звестки пра наш горад.
Горад Любань упершыню ўпамінаецца ў пісьмовых крыніцах пад 1566 годам як мястэчка Ярэміцкай воласці Слуцкага ўдзельнага княства. У гэты час у Любані мелася 20 валок (425 га) ворыўнай зямлі, налічвалася 35 дымоў, пражывала 210-225 чалавек, Жыхары мястэчка былі прылічаны да мяшчан, займаліся рамествамі, гандлем, сельскай гаспадаркай, выконвалі павіннасці на карысць землеўладальніка, У 1794 г. пад Любанем адбыўся бой паміж атрадам паўстанцаў і рэгулярнай расійскай арміяй. 3 XIXст. Любаяь - мястэчка Забалацкай воласці, Тут размяшчаецца цэнтр праваслаўнага прыхода, дзейнІчае сінагога, працуюць царкоўна-дрыходская школа і народнае вучылішча. У пач. XXст, у Любані налічваецца 339 дамоў, пражывае 2014 чалавек, Ад таго часу захаваліся толькі архіўныя дакументы, некаторыя забудовы і ўспаміны старажылаў,
У 1924 г. мястэчка Любань стала цэнтрам Любанскага раена, а ў 1938 г. атрымала статус гарадскога паселка, Аб бурных падзеях 20-30-х гг. нагадваюць назвы вуліц - Першамайская, Сацыяліетычная,Савецкая, Інтэрнацыянальная, імя Чкалава.
Напярэдадні Вялікай Айчыннай вайны ў Любані пражывала 3048 чалавек.
3 1968 г. Любань - горад. Зараз ен займае плошчу каля 600 га. У горадзе 35
вуліц агульнай працягласцю 25 км, пражывае больш 12 тыс. чалавек.
Знаемства з гістарычным цэнтрам: плошча імя Леніна - былая рыначная плошча. Тут размяшчалася Спаса-Праабражэнская царква (будынак згарэўу 1913 г.), Ад плошчы пачынадіся вуліцы - Шырокая, Надрэчная, Паддубская,
Новажыдоўская. Непадалек ад рьдаачтай плошчы размяшчаліся дзве сінагогі .
На беразе ракі Арэсы ў XIXст.знаходзілася прыстань, дзейнічаў паром,, У
30-я гады XXст. праз Арэсу быў цабудаванымост.
Приложение 2
2. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
Задания:
- «Подсчет домов» (игровая задача: посчитать дома, согласно условию. Например, ребенок считает старые дома, а взрослый - новые. Можно посчитать количество домов со звездочками
- «Найди номер дома, где находится железный воин».
Игры:
- «Какие деревья и цветы ты видишь?» (по очереди называть знакомые деревья, цветы, не повторяясь)
- «Что растет у бабушки на огороде?» (назвать овощные культуры, которые растут на огородах возле домов горожан).
- Словесная игра «Догадайся, что я увидел» (взрослый описывает свойств какого либо объекта, находящегося в поле зрения ребенка, а ребенок должен догадаться и назвать этот объект). Например: «Я вижу, что–то красное и круглое», либо «тот, кого я вижу летает – птица…» и т.п.
- Словесная игра «Я улица, а ты моя частичка». Взрослый говорит: «Я улица, а ты моя частичка. Кто ты?» Ребенок в ответе должен назвать отдельную часть, элемент, объект улицы (дом, газон, проезжая часть, забор и т.д.)
- Игра «Подбери слова». Взрослый определяет какой либо объект, ребенок подбирает соответствующие вопросу слова-определения. Например: старый дом (какой?) –…..; улица (какая?) –…..
Если ребенку трудно подбирать слова самому, можно задавать наводящие вопросы, подсказывать начало слова, называть слова по очереди.
- Математическая игра «Обратный счет», счет через единичку (с помощью номеров на домах начать обратный отсчет). Можно по очереди с ребенком, можно по отдельности: ребенок четные числа, взрослы – нечетные.
Физкультминутки в движении:
- Мы по городу идем,
Звонко песню мы поем (напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем .
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
2. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке пробежим,
А потом попрыгаем как зайки,
Стоп! Немного отдохнём.
раскрыть » / « свернуть