Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Для родителей детей раннего дошкольного возраста

ВАШ РЕБЁНОК ПОШЁЛ В ДЕТСКИЙ САД

С приходом ребёнка в учреждение дошкольного образования его жизнь существен­ным образом меняется: чёткий распорядок дня, отсутствие рядом близких людей, незнакомое помещение, расширение круга общения, новые требования к поведению, непривычный стиль общения. Всё это приводит к стрессу, связанному с необходимос­тью адаптации в новых условиях.

У каждого ребёнка адаптация проходит по своему сценарию и зависит от индивиду­альных особенностей малыша. Учёные выделяют три фазы адаптационного процесса:

раскрыть » / « свернуть

БОЛЕЗНИ У РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

Переход в дошкольное образовательное учреждение закономерно вызывает стресс у детей.

Ребёнку приходится отвыкать от привычной домашней обстановки, подстраиваться под принципиально новый режим жизни, находить общий язык со сверстниками.

В жизни малыша появляется новый значимый взрослый – воспитатель, который выполняет рад важнейших задач: организует досуг ребёнка, требует соблюдения определённых правил поведения, прививает социально значимые личностные качества, обучает полезным практическим навыкам, даёт новые знания об окружающем мире, дисциплинирует.

В период адаптации каждый малыш испытывает внутренний дискомфорт. Очень часто, помимо эмоционального расстройства, наблюдаются физические недомогания, возникают различные болезни.

Это закономерный процесс, характерный для большинства детей, однако знать особенности возникновения физического недомогания, способы предотвращения проблем со здоровьем – важно для каждого родителя.

 ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЛЕЮТ В ПЕРИОД ПРИВЫКАНИЯ?

раскрыть » / « свернуть

Сказки для адаптации к детскому саду

Большинство малышей испытывают стресс, впервые попадая в детский сад. К счастью, специальные методики адаптации через сказки, позволяют избавить ребёнка от страхов и опасений. Страх остаться без мамы; страх, что она не вернётся; боязнь чужих взрослых; проблемы в общении с детьми; конфликтные ситуации — всё это несомненно бьёт по нервной системе крохи, который только-только пошёл в детский сад. Чтобы сгладить стресс, избавить ребёнка от страхов и настроить на позитивный лад, стоит заранее заняться вопросом адаптации к саду. Общения со сверстниками в кружках и на площадке, прогулок и занятий с няней и бабушкой в отсутствие мамы не хватит для того, чтобы подготовить карапуза к походу в детский сад. Помогут специальные методики, разработанные опытными психологами и педагогами. Одна из самых доступных — сказкотерапия — позволяет обсудить волнующие малыша вопросы о детском садике в весёлой, игровой форме. Существуют особые адаптационные сказки, написанные специально для того, чтобы проработать все страхи и волнения ребёнка.

 5 правил сказкотерапии

- Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

- Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

- Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

- Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

- Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Тексты сказок здесь

раскрыть » / « свернуть

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения

 

Ранняя диагностика нарушений умственного развития чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены.

Воспитатели обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с ним, обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития, таких, как:

  • уровень общей и двигательной активности;
  •  ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;
  •  характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);
  • интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;
  •  качество настроения ребенка;
  • способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
  • способность ребенка к преодолению препятствий.

При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как отклонений,  воспитатель руководствуется следующими критериями:

  •  изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;
  • несоответствие поведения половозрастным нормам развития;
  • длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;
  •  тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изредка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины);
  • множественность своеобразных черт (более пристальное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической деятельности);
  • специфичность возникновения того или иного симптома отклонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения;
  • пристрастие к однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;
  • запаздывание в формировании навыков опрятности.

На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых педагоги выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

При обнаружении у ребенка отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), воспитатель организует более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, учителей-дефектологов).

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:

  •  внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;
  •  в ней перестраиваются частные психические процессы;
  • от нее зависят основные изменения личности в данный период.

В случаях нарушений и патологии развития изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.

Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения, которое можно провести в реальной обстановке детского сада.  При этом оценивается:

  •  проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
  • выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
  • адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
  • возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
  • характер игры (однообразная, творческая);
  • поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей  действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами, возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым. Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

Если ребенок в возрасте 3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и дефектолога, любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха.

Пока причины отличающегося от обще возрастных норм поведения не выяснены, воспитатель строит свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».

По выяснении причин отличающегося от обще возрастных норм поведения ребенка проводится специальная работа с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.

           Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, воспитатели выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.

 

 

https://infourok.ru/

раскрыть » / « свернуть

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ в период адаптациираскрыть » / « свернуть

Кризис 3-х лет

раскрыть » / « свернуть

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Все мы знаем о пользе утренней гимнастики: сделает малыш несколько несложных упражнений – и ходит бодрый и веселый весь день. Но мало кто слышал о не менее полезной речевой гимнастике. А между прочим, именно, такая «зарядка для ротика» хорошо тренирует интонацию, выразительность речи и даже умение общаться! К тому же это просто и весело, потому что каждое упражнение похоже на занимательную игру.

Кто бы мог подумать, что пускать мыльные пузыри или булькать через соломинку в стакане для малышей так же полезно, как кушать и чистить зубы? Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм.

раскрыть » / « свернуть

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

В нашем современном мире приоритет отдан гаджетам и компьютерным технологиям. Общение заменили на телефонные разговоры и социальные сети. Это куда удобнее и комфортнее позвонить или написать короткое сообщение, можно отправить фотографии или воспользоваться видеосвязью, чем идти куда-то в дождливую или холодную погоду. Но и в солнечный день люди отвыкли ходить и общаться. Все время занимает компьютерные технологии.  Маленькие дети же с пеленок видят телефоны, а дошкольники уже зависимы от компьютера.  Вследствие чего, дети поступая в дошкольное учреждение не умеют говорить и общаться, в последствии испытывают проблемы  в обучении.

Буквально 20 лет назад в детский сад дети приходили с минимальными проблемами в речи, всего в группе насчитывалось 3-4 человека с нарушением звукопроизношения и к школе почти все дети говорили четки и правильно, а сейчас идут дети в детский сад и 10 человек из 15 имеют проблемы с речью.

Все дело в том, что дети мало разговаривают и артикуляция речевого аппарата не развита, мышцы малоподвижны, подъязычные связки не растянуты.

Хотелось бы выделить несколько правил для взрослого по речевому развитию детей 2-3 лет.

раскрыть » / « свернуть

КАК ВОСПИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать «Я сам!» Но мы по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта